Иск в Верховный суд — дополнение

В соответствии с требованиями статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ издает акты на основании и во исполнение Конституции РФ, конституционных и федеральных законов.

Однако, Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств» не содержит законодательного обоснования данного постановления. В связи с чем, для подавляющего круга заинтересованных лиц, не обладающих полномасштабными познаниями в области российского законодательства, не представляется возможным убедиться в соответствии данного нормативно-правового акта законодательству, или же усомниться в его соответствии закону и обжаловать в установленном порядке.

Таким образом, отсутствие в преамбуле Постановления правительства указания на конкретный федеральный закон, на основании и во исполнение которого принято это постановление, является нарушением указанного выше Федерального конституционного закона, и непосредственно ущемляет права большого круга заинтересованных лиц на судебную защиту.

Фактически, принятие решения о повышении ставок ввозных таможенных пошлин, взимаемых за ввоз транспортных средств товарных позиций 8701-8704 ТНВЭД РФ, которое относительно импорта транспортных средств, бывших в эксплуатации, носит запретительный характер, было анонсировано Правительством населению страны как мера, направленная на защиту экономических интересов российских автопроизводителей.

Однако, в системе действующего законодательства РФ правовое регулирование применения мер защиты экономических интересов отечественных производителей от негативного воздействия со стороны импорта конкурирующих товаров осуществляется на основании Федерального закона от 8.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее Закон).

Названный Закон был принят взамен действовавшего до его вступления в силу Федерального закона от 14.04.1998 года № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» необходимость принятия этого закона, а также, цели и задачи, которые он призван решать, мотивированы следующими доводами:

«Как показала практика применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации, имеющиеся неточности в действующем законодательстве не позволяют эффективно проводить в Российской Федерации экономическую политику, направленную на защиту отечественных товаропроизводителей.

При разработке законопроекта учитывались основные принципы и нормы ГАТТ/ВТО, в частности: статья VI ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле), статья XVI ГАТТ, статья XIX ГАТТ, а также Соглашение ВТО о защитных мерах, Соглашение ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94 и Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.

Законопроект устанавливает более четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, используемых в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации, и направлен на совершенствование механизма применения таких мер….

Предлагаемый законопроект позволит обеспечить Правительству РФ максимальную свободу действий при проведении соответствующих мероприятий по защите российского внутреннего рынка и, в то же время, привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО, что будет способствовать процессу присоединения России к этой международной организации…

Основное отличие законопроекта от действующего Федерального закона состоит в детализации особенностей порядка проведения расследований с целью установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики.

Разработка данного законопроекта обусловлена накопленной в России практикой проведения соответствующих расследований, а также необходимостью приведения норм действующего законодательства РФ в соответствие с нормами Соглашения ВТО о защитных мерах, Соглашение ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94 и Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.

Принятие предлагаемого законодательного акта позволит существенно повысить эффективность защиты отечественных товаропроизводителей и экономических интересов РФ, и придаст большую устойчивость нормативной правовой базе в области внешнеэкономической государственной политики за счет ввода в законодательный акт норм, ранее существовавших лишь в нормативных правовых актах Правительства РФ».

Исходя из мотивировки принятия Закона, изложенной в данной пояснительной записке, законодатель, приняв данный Закон, установил гармонизированную с международными нормами детальную правовую регламентацию порядка введения защитных мер и соответствующих их введению процедур, обозначив, тем самым, границы максимальной свободы действий Правительства РФ при проведении соответствующих мероприятий по защите российского внутреннего рынка.

Так, ст. 3 Закона установлено, что введению специальных защитных мер должно предшествовать расследование, проводимое с соблюдением требований, содержащихся в гл. 6 Закона, федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований. Таковым органом является Министерство промышленности и торговли РФ, в соответствии с «Положением о Министерстве промышленности и торговли РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 года № 438.

Расследование проводится в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию РФ непосредственно конкурирующего товара за предшествующий расследованию период и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такового. Согласно п. 15 ст.2 Закона, предшествующий период определен периодом в 3 года, которые непосредственно предшествуют дню подачи российским товаропроизводителем заявления, являющегося основанием для проведения расследования и за которые имеются необходимые статистические данные.

При этом, в ст. 2 п.11 Закона дано определение непосредственно конкурирующему товару – это товар, который полностью идентичен товару, который является или может стать объектом расследования, либо сопоставим с таким товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить его в процессе потребления товаром, который является или может стать объектом расследования.

С учетом данного определения, для того чтобы определить объект расследования, в заявлении российского товаропроизводителя о необходимости, по его мнению введения защитных мер, должно содержаться, согласно требованиям п. 4 ст. 25, описание импортируемого на территорию РФ товара, в отношении которого предполагается ввести специальную защитную меру, с указанием кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД РФ) данного товара — десятизначного цифрового обозначения товара, обладающего определенной совокупностью характеристик, в отношении которого установлен конкретный размер ставки таможенного тарифа.

Применительно к таким товарам как транспортные средства, коды ТНВЭД и соответствующие им ставки дифференцированы в зависимости от ряда технических характеристик:

— тип и назначение транспортных средств;

— тип двигателя (бензиновый, дизельный, прочий);

— объем двигателя (куб. см);

— разрешенная максимальная масса (относительно транспортных средств для перевозки грузов);

— пассажировместимость (относительно автобусов).

В связи с чем, в заявлении российского товаропроизводителя в обязательном порядке

должен быть указан код ТНВЭД, по которому можно установить объект расследования – группу транспортных средств, обладающих конкретной совокупностью перечисленных технических характеристик, и являющихся непосредственно конкурирующими товарами по отношению к транспортным средствам с таким же набором характеристик, выпускаемым данным производителем. Кроме того, в заявлении должны быть указаны другие основные свойства транспортного средства, в отношении которого предполагается введение специальных защитных мер, влияющие на его потребительские свойства, например:

— исполнение кузова (для легковых — седан, универсал, хетчбек и пр.; для грузовых –

бортовой, фургон – изотермический фургон — рефрижераторный фургон и пр.);

— грузоподъемность (до 1 т, от 1 т до 2 т, от 2 т до 5, свыше 5 т )

— характеристика привода (полный, задний, передний);

— оборудование транспортного средства средствами пассивной безопасности водителя и

пассажиров;

— оборудование транспортного средства приборами и приспособлениями, обеспечивающими комфорт для водителя и пассажиров;

— возраст транспортного средства.

Требования Закона о необходимости указания в заявлении российского товаропроизводителя кода ТНВЭД товара и надлежащего описания товара продиктовано необходимостью точного установления объекта расследования – непосредственно конкурирующего товара, в отношении которого в ходе расследования будет проводиться анализ изменения импорта за предшествующий период и устанавливаться наличие (или отсутствие) серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также приниматься решение о введении или неприменении в отношении этого товара специальных защитных мер.

Надлежащее определение объекта расследования является принципиально важным, поскольку огульное применение защитных мер имеет серьезные негативные последствия. В частности, применение специальных защитных пошлин в отношении всех ввозимых транспортных средств, относящихся к типу — легковой автомобиль, без учета остальных технических характеристик и основных свойств тех или иных автомобилей, приводит к тому, что эти пошлины взимаются и при ввозе транспортных средств с определенным набором технических характеристик и потребительских свойств, которые вообще не выпускаются в России, либо выпускаются в таких объемах, которые не способны удовлетворить потребительский спрос. Что, безусловно, необоснованно ущемляет права потребителей таких товаров и их импортеров.

Кроме того, заявление российского товаропроизводителя, являющееся основанием для проведения расследования, должно содержать доказательства наличия возросшего импорта товара, в отношении которого предполагается ввести специальную защитную меру, доказательства наличия серьезного ущерба отрасли российской экономики, которые должны быть основаны на объективных факторах и выражены в количественных показателях (в том числе — объем производства товара и объем его реализации, доля товара на рынке Российской Федерации, себестоимость производства товара, цена товара, данные о загрузке производственных мощностей, производительности труда, размерах прибыли, рентабельности производства и реализации товара, об объеме инвестиций в отрасль российской экономики) (ст. 25).

Согласно ч. 2. ст. 26, орган, проводящий расследования, может принять решение о начале расследования, в том числе и по собственной инициативе, только в том случае, если в распоряжении этого органа имеются доказательства наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики либо угрозы причинения такового.

Причем, основанием для введения специальных защитных мер является только наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом непосредственно конкурирующего товара и причинением серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозой причинения такового. Устанавливая серьезный ущерб отрасли российской экономики, орган, проводящий расследование, помимо возросшего импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется ущерб отрасли российской экономики. Указанный ущерб не может быть отнесен органом, проводящим расследование, к серьезному ущербу отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта (ст. 7).

В прямом смысле указанной нормы Закона, причинение ущерба российской автомобилестроительной отрасли вследствие мирового экономического кризиса не является основанием для введения специальных защитных мер при импорте товаров автомобилестроения.

Наряду с детальной регламентацией порядка и процедур принятия и введения специальных защитных мер, Законом закреплены права заинтересованных лиц, в числе которых в Законе указаны импортеры и потребители товаров, являющихся объектами расследования. В частности, заинтересованные лица имеют право заявить о намерении участвовать в расследовании и быть его полноправным участником, получать для ознакомления копии заявления российского товаропроизводителя и копии всех сведений, представленных в письменной форме любым заинтересованным лицом в качестве доказательств и иных имеющих отношение к расследованию сведений; представлять в орган, проводящий расследования, свои доказательства, заявлять ходатайства о предоставлении необходимых сведений в государственные органы; заявлять ходатайства о проведении публичных слушаний и участвовать в них; и т. д.

При этом, Законом закреплена обязанность органа, проводящего расследования, обеспечить всем заинтересованным лицам возможность реализации своих прав, закрепленных в Законе.

В частности, закреплена обязанность публиковать в установленный срок в «Российской газете» (ч. 8 ст. 35) уведомление о начале расследования, текст которого должен содержать сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 35, а также установлен аналогичный порядок публикации уведомления о завершении расследования с изложением в нем установленных фактов, примененных правовых норм, а также мотивированных выводов, которые сделаны указанным органом на основании анализа информации, имеющейся в его распоряжении (ч. 4 ст. 35).

Только после полноценного и объективного расследования, проведенного по правилам и с соблюдением процедур, установленных Законом, с соблюдением закрепленных в нем прав всех заинтересованных лиц, орган, проводящий расследование, представляет в Правительство РФ доклад, содержащий предложения о целесообразности применения специальных защитных мер с приложением проекта соответствующего решения Правительства РФ (ст. 4).

Согласно ч. 9 ст.26 Закона, расследование считается завершенным в день представления органом, проводящим расследования, в Правительство РФ доклада о результатах проведенного этим органом расследования.

Согласно требованиям ст. 5, только после рассмотрения доклада, представленного по результатам расследования, проведенного в соответствии с законом, и содержащего предложения о целесообразности принятия специальной защитной меры, Правительство РФ принимает решение о применении такой меры либо о ее неприменении в соответствии с положениями ст. 37, в которой, в частности, предусмотрено, что даже в случае, если применение таких мер полностью соответствует критериям и процедурам, установленным положениями настоящего Федерального закона, Правительством может быть принято решение о неприменении специальных защитных мер в случае, если их применение может причинить ущерб интересам значительной части потребителей таких товаров.

В рассматриваемом случае, Министерством промышленности и торговли, ответственным за проведение расследований, не был представлен Правительству РФ доклад о результатах расследования, так как расследование не проводилось, в связи с чем, не было установлено соответствие применения специальных защитных мер тем критериям допустимости их применения, которые определены в Законе. Не говоря уже о том, что не был установлен надлежащим образом сам объект предполагаемого применения специальных защитных мер — непосредственно конкурирующий товар.

Правительство приняло решение, формализованное в оспариваемом Постановлении, не располагая докладом о результатах расследования, достоверно осознавая, что требования Закона о необходимости проведения (по установленным правилам и процедурам) расследования не выполнены, и никаких результатов расследования вообще не существует. В связи с чем, данное решение:

является необоснованным и необъективным;

противоречит требованиям Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в полном объеме, а также в полном объеме нарушает закрепленные данным Законом права широкого круга заинтересованных лиц;

противоречит основным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, установленным в ст. 4 Федерального закона от 8.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в частности таким принципам, как обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Игнорируя даже не отдельные требования Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», а игнорируя данный Закон в полном объеме при разработке и принятии решения, формализованного в виде оспариваемого постановления, Правительство учинило произвол, выйдя за обозначенные этим Законом рамки максимальной свободы действий при проведении соответствующих мероприятий по защите российского внутреннего рынка, полностью нарушив при этом закрепленные Законом права заинтересованных лиц, демонстрируя тем самым абсолютный правовой нигилизм, о недопустимости которого прямо указывал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, и подрывая тем самым основы конституционного строя Российской Федерации, которыми, в том числе, является и провозглашенная в ст. 15 Конституции РФ обязанность соблюдения законов государственными органами.

Считаю, что Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств» противоречит Федеральному закону от 8.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в полном объеме; противоречит основным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, установленным в ст. 4 Федерального закона от 8.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; противоречит требованиям статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Прошу на основании ст. 253 ГПК РФ признать оспариваемый нормативно-правовой акт Правительства недействующим полностью со дня его принятия.




А что думаете Вы?

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить своё мнение.