В Красноярске обсудили пути выхода из топливного кризиса

29 апреля 2011, Пятница

В пресс-центре Sibnovosti.ru в пятницу, 29 апреля, состоялся «круглый стол», посвященный проблеме дефицита топлива в регионах страны, и в частности, в Красноярском крае. Обсудить эту проблему собрались депутат Госдумы Валерий Зубов, депутат Заксобрания Юрий Швыткин, зампредседателя правления Красноярской ассоциации перевозчиков Виктор Сидоров, а также представитель ФАР по Красноярскому краю Павел Стабров.

По словам Валерия Зубова, сегодняшние проблемы с ценами на бензин связаны с тем, что крупные добывающие компании решили отказаться от работы с автозаправками и заняться экспортом нефтепродуктов. Заправки же остались сами по себе. В тоже время депутат подчеркнул, что кризиса и дефицита бензина как такового нет.

По словам Юрия Швыткина, цены, согласно экспортной оценке, в основном идут не с Ачинского НПЗ, а с Омского НПЗ. Сейчас остается неясным вопрос системного реагирования на урегулирование цен на бензин. «Нужно закрепить все повышения цен в рамках закона», — сказал Швыткин.

Зубов в свою очередь пояснил, что сбить цену на бензин можно за счет снижения налогов и акцизов на топливо. «Из 20-22 рублей за литр бензина, 16 рублей — налоги. Это безумство, которое мы заложили в основу наших технологий. Почему, когда у нас зарплата в 5 раз ниже, чем в Европе, мы платим такие деньги за бензин? Сегодня бензин в 4 раза дороже своей себестоимости. Не стоит забывать, что мы — автомобильная страна. У нас избыточные налоги. Если мы хотим конкурировать, то надо снижать цену на бензин, снижать налоги, снижать акцизы. Вообще, в России у нас не было финансового кризиса и нет. Также не было никакого социального аспекта выхода из кризиса. Людям подняли пенсию, но при этом подняли и тарифы ЖКХ. Зачем же в кризис подняли налоги? Нужно их снизить, и тогда начнет расти промышленность и малый бизнес», — добавил он.

Зубов также предложил решить проблему стоимости бензина, построив новые перерабатывающие заводы в стране. Его точку зрения поддержал депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель Союза промышленников и предпринимателей края Михаил Васильев, который присутствовал на обсуждении. «В стране однозначно нужны новые НПЗ. Только в США в Техасе их порядка 1500 тысяч. Это заставляет цену снижаться. У нас же этого нет. С новыми НПЗ мы сильно на цены не повлияем, однако мы сможем хоть и с опозданием, но снизить конкуренцию», — пояснил он свою позицию.

Павел Стабров в заключении сказал, что если цена на бензин вырастет больше чем 25 рублей, то люди попросту «пойдут на улицу». «ФАР считает что максимальная цена должна составлять не более 15 рублей за литр», — сказал он.

Напомним, в четверг, 28 апреля, в Красноярском крае подскочили цены на бензин самой ходовой марки Аи-92. На некоторых заправках это топливо стоит уже 25 рублей за литр. Поднялись также в цене Аи-95 и Аи-98 — до 26 и 27 рублей соответственно. На заправках очереди.

Видео:

Watch live streaming video from krsk_sibnovosti at livestream.com

Watch live streaming video from krsk_sibnovosti at livestream.com

Красноярское общественно-деловое издание ДЕЛА.ru о круглом столе:

Круглый стол «по бензину»: снижать налоги и строить НПЗ

Представительство Федерации автовладельцев России в Красноярском крае организовало сегодня круглый стол по бензиновой проблеме.

Тема мероприятия касается абсолютно всех, даже если кто-то пока этого не понимает, она важна для бизнесменов и бюджетников, власть имущих и обычных граждан.

В последние дни в нашем городе переплелись слухи и реальность, бензин в розницу выставляют и по 22-60, и по 23-90. А какие-то сети и вовсе прекратили продажу АИ-92 всем желающим и обслуживают только покупателей с карточками.

Премьер-министр привычно выступает в роли спасителя нации, правительство разворачивает продажи ВИНКов внутрь страны. Участники круглого стола рассуждали о том, почему в России, занявшей первое место по добыче нефти в мире в прошлом году, не только цена нефтепродуктов сравнима с ценами США (при несопоставимых доходах населения), а еще и возникает бензиновый дефицит, грозящий резким скачком стоимости.

ДЕЛА.ru выбрали из дискуссии наиболее характерные высказывания участников.

Павел Стабров

Представитель ФАР по Красноярскому краю

Павел СтабровЕсли цена на АИ 92 в ближайшее время вырастет больше 25 руб. за литр, то люди выйдут на улицы. Будут марши пустых канистр, будут еще какие-то не очень приятные для власти в выборный год вещи.

В политический год у нас рецепт один — мы берем результаты поименного голосования в Госдуме и с осени начинаем публикацию результатов этого голосования. Кто и как голосовал по законопроектам из наших депутатов, их немного, всего 8 человек. Избиратели смогут делать свой вывод, за кого нужно на выборах голосовать, а за кого нет, несмотря на то, какой лейбл на нем стоит.

Второе — ФАР считает, что цена на бензин должна быть ограничена государством в 15 руб. за литр. Поскольку это вопрос топливной и продовольственной безо­пасности. В свете всего вышесказанного мы считаем лозунг «Не будите в нас Египет» рабочим на этот год и будем его использовать повсеместно.

Виктор Сидоров
Заместитель председателя Красноярской ассоциации перевозчиков

Виктор СидоровСитуацию нехватки топлива мы ощущаем с января 2011 г. Уже тогда заводы начинали придерживать продажи, они это стали делать не сегодня и даже не вчера. Я думаю, что высшее руководство страны ответственно за ситуацию, которая сейчас сложилась.

Почему из всех нефтедобывающих стран Россия выглядит хуже всех по отношению к своим гражданам? Наверное, причина в том, что некоторые вышестоящие руководители нашего государства через аффилированных лиц каким-то образом участвуют в распределении доходов, полученных от оборота нефтепродуктов и сырой нефти. В этом главная причина нежелания руководства страны бороться с повышением цен на этом рынке.

Думаю также, что и правительство края тоже повинно в том, что цены в нашем регионе выше, чем во многих других. Почему в соседней Кемеровской области на протяжении многих лет цена на бензин и ДТ на полтора-два рубля ниже? Ачинский бензин там торгуется дешевле, чем в Красноярске!

Могу предположить, что в крае тоже сложилась ситуация, когда кто-то из чинов­ников высшего звена в нарушение законодательства имеет через аффилированных лиц отношение к торговле нефтепродуктами. Давайте начинать задавать вопросы, если в правящей партии некому это делать, если они бояться, что пострадает их карьера.

Юрий Швыткин
Депутат Законодательного собрания Красноярского края

Юрий ШвыткинВ городе уже повысилась стоимость бензина на 1-2 руб. На мой взгляд, главная причина в том, что нет должного анализа ситуации. Я не исключаю, что слухи о грядущем дефиците подогревают и автозаправщики.

Нужно принимать системные меры. Если все начинают суетиться, только когда премьер-министр стукнул кулаком по столу, нужно чтобы он стукнул раз и навсегда. Надо создать механизм реакции на эту проблему ФАС, правоохранительных органов.

Правительство уже решило поднять пошлины на нефтепродукты — на бензин до 7%, на нефть до 44%. Кадровые перестановки происходят в Роснефти и Газпромнефти, это тоже реакция. В мае будет прекращен экспорт нефти, чтобы наполнить внутренний рынок. Но это точечные меры, а нужны меры системного характера.

Чтобы добиться своей цели, не обязательно выходить на улицы. У нас достаточно каналов, чтобы довести мнение всех людей до власти.

Валерий Зубов
Депутат Государственной думы РФ

Валерий ЗубовБензиновый дефицит до Красноярского края пока не дошел, но дело даже не в этом. Ситуация возникает из чисто орга­низа­ционных недоработок, в стране дефицита бензина в принципе нет. Проблема в том, что ВИНКам надоело пристальное внимание ФАС к их заправкам, им надоело платить штрафы, и они решили отправить бензин на экспорт.

Цена топлива в крае определяется не в регионе. Собака зарыта не здесь. Цена вопроса и не тот рубль акциза, который добавили в этом году. Проблема в другом. Из каждых 20 руб. за литр 16 руб. — это федеральные налоги. Вот безумство, которое мы заложили в основу своей экономики. Нам говорят, что это должно наполнить бюджет. Но у нас нет дефицитного бюджета, он профицитный! У нас избыточные налоги. Их необходимо снижать. И снижать не на проценты, а в разы.

Последний завод нефтеперерабатывающий, который построен в стране, это как раз Ачинский НПЗ. И больше новых нет. Отвечу на конкретный вопрос «Что произошло с нефтепродуктами?». Это результат неправильной экономической политики в стране. Как выходить из ситуации? Два главных момента. Снизить налоги на нефтепродукты в разы. И второе — простимулировать строительство НПЗ.

Михаил Васильев
Депутат Законодательного собрания Красноярского края

Михаил ВасильевВ государстве налоговый предел достигнут. Не митинги пугают, просто дальше и, правда, уже некуда. Изъятие налогов из углеводородов всегда было в нашей стране высоким. Сегодня ситуация привела к необходимости снижения налогов, по налогам мы точно пойдем вниз.

Однозначно нужны новые НПЗ в стране. Но тут простых решений нет. Мы предлагали еще Хлопонину, предлагали уже и Кузнецову построить свой большой государственный НПЗ на деньги краевого бюджета. В среднем НПЗ стоит о 1,5 до 2 млрд долларов. Эти 60 млрд руб. при 150 млрд руб. бюджета мы бы нашли (в расчете на 3-4 года). Бюджет нам позволяет, у края хорошая репутация, банки нам бы помогли. Но тогда нужно и свою скважину нефтяную бурить, иначе, кто ж нам нефть даст, чтобы могли реально конкурировать?

У нас в стране существует огромная нефтяная монополия. Как бы ФАС не пыталасяь искать сговор, она его не найдет. Восьми компаниям даже говорить не надо, они смотрят друг на друга, и цена вырастает как бы сама по себе. А ответственность за сговор путем взгляда даже в законе не прописан. У одного получилось 25 руб., другой-то тоже дурака валять не будет, у него тоже будет 25 руб. И рознице в Красноярске тоже не надо специально договариваться, проехал по городу, посмотрел цены и поставил себе самую высокую.

Проблема в том, что отсутствует конкуренция. В одном Техасе полторы тысячи частных нефтепроизводящих компаний, которые реально являются конкури­рующими на этом рынке. Этот фактор поддавливает в Америке цену вниз. Поэтому, построим мы завод свой или нет, на цену сильно это не повлияет.

Вот есть у нас «КНП», одни говорят, что его надо продать быстрее, пока Роснефть хочет купить, другие, к которым и я принадлежу, считают, что продавать не надо. Это резервная подушка, которая позволяет нам в пиковые минуты что-то регу­ли­ровать. Но у «КНП» ресурс небольшой, запасов не хватит, он все равно нефте­продукты у ВИНКов покупает.

Мы должны договариваться с этими компаниями. Скоро мы будем обсуждать вопрос о краевых льготах Ванкорнефти, готовьте свои вопросы, мы их все зададим Худайнатову (Эдуард Худайнатов, президент ОАО «НК «Роснефть» — прим. ред.) на сессии в Заксобрании.

Twitter FriendFeed Google Buzz ВКонтакте Facebook Мой Мир



А что думаете Вы?

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить своё мнение.