Стратегия и тактика. Парковка в городе (Третья часть)

23 июля 2012, Понедельник

Третья часть серии материалов о транспортной инфраструктуре города.
Все записи: Красноярск. Транспортная проблема. Автор: Антон Шаталов

Прежде, чем перейти к конкретным рецептам по улучшению транспортной ситуации в Красноярске, хочу заострить внимание на двух моментах.

Первое, транспорт не может рассматриваться как самостоятельное явление. Он нужен городу для перемещения жителей между объектами их жизнедеятельности. Он не является первичной функцией, но транспортная сеть формирует структуру города и параметры городской ткани — тех самых объектов, между которых перемещаются люди.

В эпоху наибольшего благоприятствования автомобилям – в 1960-е гг. припаркованные автомобили заполоняли города: Лос-Анджелес (Иллюстрация из книги В. Вучика «Транспорт в городах удобных для жизни»)

В эпоху наибольшего благоприятствования автомобилям – в 1960-е гг. припаркованные автомобили заполоняли города: Лос-Анджелес (Иллюстрация из книги В. Вучика «Транспорт в городах удобных для жизни»)


Современная урбанистика выделяет 4 уровня транспортного планирования:
I уровень. Планирование городского транспорта в комплексе с остальными функциями города, такими как жилищная сфера, экономика, социальные условия и окружающая среда.
II уровень. Межмодальная интеграция, логистика и управление потоками.
III уровень. Проектирование маршрутной сети одного вида транспорта.
IV уровень. Проектирование конкретных объектов инфраструктуры, будь то автобусная остановка, парковка или пешеходный бульвар.

Ниже я буду неоднократно возвращаться к этой иерархии.

Второй момент, о котором следует вас предупредить — это последовательность шагов. Мной она принята совершенно условно. Практически все изложенные ниже решения нужно пытаться внедрять одновременно, так как они тесно взаимосвязаны. Не факт, что многие из них получится реализовать в течение года-двух и даже 10-15 лет. Но необходимость внедрения этих решений сегодня очевидна. По крайней мере, для меня. По крайней мере, пока мы не летаем по воздуху.
Парковка в городе

Без исключения во всех странах, успешно борющихся с трафиком, расходы на паркование автомобиля несет его хозяин. Парковка на красноярских улицах сегодня полностью возложена на плечи муниципалитета. То есть мы все в равной степени платим за строительство и содержание парковочных мест.

Ужесточение наказания за неправильную парковку c 1.07.2012. Инфографика www.ria.ru

Ужесточение наказания за неправильную парковку c 1.07.2012. Инфографика www.ria.ru


целиком и полностью поддерживаю меры федерального законодательства по ужесточению наказания за неправильную парковку. Город должен эвакуировать автомобили и штрафовать паркующихся не по правилам.

В отсутствие альтернативы дорожная полиция сегодня заняла сверхлояльную позицию в отношении нарушителей и это можно понять. Но нужно отдавать себе отчет, что такое поведение ГАИ планомерно ведет к полному пренебрежению правилами парковки. Создавая альтернативные способы перемещения по городу, муниципалитет должен мгновенно ужесточать наказания за нарушение ПДД. Но только дав альтернативу людям!

После создания двух сотен новых парковочных мест на ул. Красной армии проблема усугубилась. Теперь здесь в два раза больше автомобилей и все места по-прежнему заняты.

После создания двух сотен новых парковочных мест на ул. Красной армии проблема усугубилась. Теперь здесь в два раза больше автомобилей и все места по-прежнему заняты.


Рано или поздно стоянка личного транспорта на улицах города должна стать платной. Все новые стоянки в городе, особенно высокой емкости, должны быть оборудованы паркоматами и находиться под надзором парковочной службы.

Существующим перегруженным стоянкам тоже необходимо назначить свой тариф. В радиусе пешеходной доступности любой стоянки (200-400 метров) должна строго пресекаться парковка не по правилам. В противном случае появление новой парковки просто увеличит количество автомобилей в районе и станет хуже. Спрос на бесплатную парковку нельзя удовлетворить.
На площади

Пример — новая парковка на Красной площади в Красноярске. В этом году ее заасфальтировали, нанесли на разметку, оборудовали знаками и освещением. Тем не менее, для граждан существует здесь несколько очевидных причин ей не пользоваться.

Новая парковка на Красной площади не пользуется спросом.

Новая парковка на Красной площади не пользуется спросом.


Главная причина — отсутствие удобной пешеходной связи с объектами притяжения на юге от площади. Здесь мы не можем перейти улицу прямо, не нарушая ПДД и не подвергая себя опасности. Чтобы, например, попасть в банк ВТБ 24 нам необходимо сделать крюк, дойдя до регулируемого пешеходного перехода на Робеспьера, или переходить через улицы Профсоюзов, Абалаковых, и снова Профсоюзов. Ожидание зеленого сигнала светофора в сумме составляет 3,5 минуты. Людей сложно заставить выбрать такой путь, они будут просто перебегать дорогу в неположенном месте, а, скорее всего, парковаться сразу у банка.

Этот пример подтверждает тезис о необходимом удобстве пешего перемещения, в том числе для грамотного планирования объектов транспортной инфраструктуры.

Схема существующей транспортной ситуации на Красной площади. Июль 2012

Между Профсоюзов и Робеспьера расстояние почти 300 метров. Здесь необходим еще один регулируемый пешеходный переход, синхронизированный с тем, что на Робеспьера. Нерегулируемый переход там когда-то был, но люди боялись им пользоваться. Когда дорога имеет 4 полосы движения в одну сторону, нерегулируемый пешеходный переход небезопасен.

Перебегая дорогу, человек подвергает себя риску.

Перебегая дорогу, человек подвергает себя риску.


Парковку по южной границе Красной площади можно упорядочить и организовать стоянку такси, чтобы последние не стояли на остановках общественного транспорта.

Плата за парковку — лучший инструмент регулирования паркования в городе. У зданий и магазинов необходимо обеспечить место для временного паркования. К примеру, здесь первые полчаса могут не оплачиваться, а дальше включается прогрессивная тарификация. Час — 50 рублей, два — 150, 3 — 300, и так далее. Человек не будет здесь долго задерживаться.

Пока новая парковка пустует, улица, тротуары и дворы перегружены припаркованными автомобилями.

Пока новая парковка пустует, улица, тротуары и дворы перегружены припаркованными автомобилями.


На самой же площади тариф может быть ниже и считаться сразу, но, напротив, иметь понижающий коэффициент за «опт». Парковка на час — 50 рублей, на 4 – 100, на 8 – 200. В выходные и в нерабочее время парковка там может быть вообще бесплатной. Очевидно, что маятниковые мигранты паркующие машину на весь день выберут второй вариант. Соответственно людям, заехавшим в магазин за газировкой, не придется парковаться в ряду для общественного транспорта, ведь для них всегда будет свободное место.
Предлагаемая схема.

Предлагаемая схема.


Полагаю, большая часть читателей округлила глаза: «200 рублей за парковку каждый день?» Это вполне адекватный тариф для центра города, если гражданам уже предложена адекватная альтернатива для перемещения. Начать же можно с более скромных сумм. Не так важно, сколько платит человек. Важно, что он платит в принципе.

Нужно всегда помнить о том, что большие парковки не украшают город и сами по себе являются мертвой зоной. В идеале парковка на площади должна быть скрыта под землей и иметь не один уровень. На ее эксплуатируемой кровле может разместиться скейт-парк или каток. Подземную парковку целесообразно соединить с подземным пешеходным переходом, тогда снимается вопрос перехода улицы, как для пользователей парковки, так и для посетителей площади.

Обозначение терминала автоматической оплаты.

Обозначение терминала автоматической оплаты.


В следующем материале речь пойдет о парковках во дворах жилых домов и о парковочной политике в целом.
Опубликовано 23.07.2012 автором Антон Шаталов
Источник: krskdaily.ru

Twitter FriendFeed Google Buzz ВКонтакте Facebook Мой Мир



А что думаете Вы?

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить своё мнение.