Красноярск: причины транспортной проблемы

4 июля 2012, Среда

Я считаю себя автомобилистом. Во всяком случае, подавляющее большинство перемещений по городу я совершаю на своем автомобиле. Не могу сказать, что я рад этому факту. Нет, безусловно, я рад тому, что у меня есть автомобиль — незаменимый помощник в домашних делах и на работе. Автомобиль дает свободу и независимость, автомобиль делает персональную мобильность почти бездонной. На автомобиле можно объехать планету по кругу.

Но нужна ли мне эта мобильность в будничных перемещениях по городу? Нужно ли мне ежедневно испытывать стрессы, связанные с потерей времени в пробках и поиском парковочного места? Нет, это время своей жизни люди тратят впустую.

Мобильный офис

Мы научились проводить время в автомобиле с пользой, ведь машина оборудованная стереосистемой — это диван на колесах. Я слушаю музыку, другие слушают радио или аудиокниги, а люди, чья работа связана с постоянным перемещением по городу, давно оборудовали свои автомобили телевизорами. А у кого-то машина — настоящий мобильный офис. Но всё это вынужденные меры. Люди, проводящие большую часть своей жизни в железных банках, совершенно перестают двигаться, часто болеют и живут недолго.

Большинство используют автомобиль для маятниковых поездок — из дома на работу и с работы домой. Это хорошо видно в утренние и вечерние часы-пик. Многим автомобиль нужен только для этого. Маятниковые мигранты ездят за рулем совершенно без удовольствия. Будь у них альтернатива — автомобиль никогда бы у них не появился.

Мне повезло, я всегда работал рядом с домом и даже в мороз мог пройти расстояние до офиса пешком. За 4 года на своем автомобиле я проехал всего 35 тысяч километров. Меньше 10 тыс. км в год. Включая активные поездки на дачу, природу и несколько поездок на Шерегеш, Гладенькую и всякие озера. Но по себе судить нельзя. Многие люди теряют на дорогах по 5-6 часов жизни в пути на работу и обратно. Каждый день.
Своим путем?

Все попытки муниципалитета решать транспортную проблему можно назвать борьбой с симптомами. Мы пытаемся адаптироваться к растущей автомобилизации, а не устранять причины или, как минимум, регулировать темпы ее роста.

Например, строительство парковки на 1000 машиномест в центре приведет к увеличению здесь количества машин на 1000 штук и больше ни к чему. Расширение улиц ведет к тому же самому. Транспортная проблема не решается, а усугубляется. При этом строительство дорог и парковок происходит за счет рекреаций, зелени, пешеходных путей и общественных пространств.

Да, обладание машиной — безусловная привилегия, и запрещать людям пользоваться автомобилем — глупо. Бороться нужно за уменьшение суммарного пробега. Для этого строится и оптимизируется транспортная инфраструктура в виде создания прямых связей, мостов, развязок, путепроводов, но опять же только в плоскости создания удобства перемещения на авто. А людям нужна альтернатива. Эффективная, комфортная безопасная альтернатива.

Транспортная проблема становится острее, потому что борьба ведется не на том фронте. Оппоненты часто задают один и тот же вопрос: «Почему не сделать город, где все могли бы ездить на автомобилях?»

Сделать большой город удобным для перемещения только на машине невозможно. Особенно город с историей. Американцы пробовали, у них ничего не получилось. Точнее, получились города, где люди стали настоящими заложниками автомобилей. Тем более, сто лет инвестиций закопанных в американский асфальт и бетон — несбыточная мечта для наших городов. Соответственно брать пример с Америки бессмысленно.

Европейцы оказались куда дальновиднее. Разница в физических параметрах городов сыграла решающую роль. Они четко усвоили главный тезис транспортного планирования: задача транспорта — перемещение людей, а не автомобилей.

Транспортная инфраструктура Лос-Анджелеса

Транспортная инфраструктура Лос-Анджелеса


Многие полагают, что транспортная проблема в российских городах — явление уникальное. Это не так. Сегодня в наших «миллионниках» мы испытываем точь-в-точь те же трудности, с которыми американские города столкнулись в 50-х годах прошлого века, а европейские в 60-70-х. За эти годы наука о транспортном планировании шагнула значительно дальше планирования дорожной сети. Почему бы нам не перестать наступать на чужие грабли?

Эффективность транспорта

Эффективность работы транспортной системы состоит из нескольких факторов:
пространство,
время,
комфорт,
стоимость в расчете на одного человека.

Хочу заострить свое внимание на первом факторе. Припаркованный автомобиль занимает около 20 м² территории города. Автомобилю в движении необходимо на порядок больше места. Для комфортного безопасного движения на скорости 60 км/ч необходимо минимум 200 м² дороги на одну машину. При этом, по статистике в 1000 автомобилей перемещается всего 1200 человек. В Красноярске около 400 тыс. автомобилей. Легко посчитать, сколько им требуется пространства в городе.

Разница потребности в пространстве у движущихся и ожидающих транспортных средств. Москва. Сретенка - Садовое кольцо.

Разница потребности в пространстве у движущихся и ожидающих транспортных средств. Москва. Сретенка — Садовое кольцо.


Для перемещения половины населения города частным транспортом требуется порядка 80 млн м² или 80 км² пространства. Территория города Красноярска — 360 км², т.е. четверть ее нужно закатать в асфальт. Задумайтесь, автомобиль в полторы тонны, в котором перемещается в среднем 1,2 человека общим весом 100 кг, по сути, везет сам себя — 95% энергии тратится на перемещение самого автомобиля. При этом на перемещение одного человека необходимо полторы сотки городского пространства. Это невероятно расточительно.

Миф о том, что автомобилист оплачивает свой путь

Вы скажете: «Могу себе это позволить». Но вы не учитываете косвенные отрицательные факторы, которые создает ваш автомобиль. Во-первых, экология — мы и наши дети давно перестали дышать свежим воздухом. Вред от автомобильных выхлопов превысил вред от промышленных предприятий. Центр, практически лишенный производств, является районом с самой плохой экологией. Во-вторых, выезжая в город, вы занимаете пространство, которое принадлежит всем горожанам, и отнимаете их время в том числе. Проклиная пробки и отсутствие парковок, не забывайте, что вы сами являетесь причиной этих проблем.

«Вы не стоите в пробке, вы ее часть»

«Вы не стоите в пробке, вы ее часть»


«Ну не все же пересядут за руль!» — скажете вы. Да, не все. Но подумайте о тех, кто не пересядет. При нынешнем положении вещей, общественный транспорт стремительно деградирует. Мы рассматриваем его исключительно как субсидируемый вид для обеспечения социально незащищенной прослойки населения.

Среднестатистический автомобилист редко всерьез задумывается о том, что общественным транспортом можно пользоваться. Общественный транспорт для него — это помеха движению. Рост автомобилизации усугубляет эту проблему. Пробки становятся больше, соответственно скорость, безопасность и комфорт общественного транспорта продолжают снижаться. Люди вынуждены пересаживаться в автомобили. Порочный круг замкнулся.

Одна из сложнейших задач в решении транспортной проблемы — разомкнуть порочный круг автомобилизации

Одна из сложнейших задач в решении транспортной проблемы — разомкнуть порочный круг автомобилизации


Пользоваться автомобилем в России очень выгодно для автовладельца. Я выскажу страшно непопулярное среди автомобилистов мнение, но мы не оплачиваем свой путь. Мы оплачиваем его малую часть, причем в совершенно несправедливых пропорциях. Прямые расходы автомобилиста – бензин, содержание автомобиля, ремонт, страховка, транспортный налог и всё!

Остальные расходы возлагаются на общество: не покрываемые налогами строительство и ремонт дорог, управление движением, дорожная полиция, опасность и ущерб от ДТП горожанам и городскому имуществу, налоговые льготы для некоторых пользователей ДТС, парковка, загрязнение воздуха, транспортный шум, разрастание городов и утрата их гуманитарных качеств.

Система налогообложения в области транспорта это вообще отдельная тема. В нашей стране налог рассчитывается исходя из количества лошадиных сил транспортного средства. Моя машина мощностью 238 л.с. требует от меня ежегодно отдавать государству 15 тыс р., при том, что я проезжаю всего 10 тыс. километров в год. Т.е я плачу 1,5 рубля за 1 километр. Любой таксист-бордюрщик на 100-сильной машине проезжает на порядок больше, соответственно производит в 10 раз больше шума и вредных выбросов, увеличивает нагрузку на дорожно-транспортную сеть и риск ДТП тоже в 10-кратном размере. Его транспортный налог в 25 раз ниже моего, получается, он платит 0,6 копеек за километр. Никто не докажет мне, что я должен платить за пользованием автомобилем в 25 раз больше чем таксист-бордюрщик.

Единственный справедливый способ налогообложения – на 90% упаковать транспортный налог в стоимость топлива. Такая мера будет стимулировать людей на покупку более экономичных автомобилей, гибридов и электромобилей.

Достоинства электромобиля сегодня уже перевешивают его недостатки

Достоинства электромобиля сегодня уже перевешивают его недостатки


Создавать автомобилю условия беспрепятственного пребывания в городе за счет муниципалитета — это выкидывать деньги на ветер. Чем больше строится парковок и дорог, тем больше в городе автомобилей. Это нужно признать. Большую часть расходов на свои поездки автомобилист должен нести самостоятельно, тогда и пользование машиной будет более осознанным.

С этим сложно смириться, но мы привыкли рассматривать транспорт в отрыве от города. А ведь качество городской среды напрямую зависит от качества городского транспорта. Глупо ставить в оппозицию пешеходов и автомобилистов, это ведь одни и те же люди, играющие в разное время разные роли…

Следующий пост будет посвящен транспортным приоритетам в городе удобном для жизни.

Опубликовано 03.07.2012 автором Антон Шаталов
Источник: krskdaily.ru

Twitter FriendFeed Google Buzz ВКонтакте Facebook Мой Мир



А что думаете Вы?

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить своё мнение.