Метод запрограммированного неудобства

4 февраля 2016, Четверг

s6409358
Дизайнерский инструмент, применяемый для намеренного ограничения комфортности пользования продуктом. Применяется как в целях обеспечения безопасности, так и в решении других задач.
Наверное самым ярким примером применения данного метода ради безопасности, является обычный эскалатор. Ведь действительно раздражает, когда поручень и ступени движутся с разной скоростью. Но производители намеренно идут на снижение комфорта и репутационные издержки ради безопасности, ведь в противном случае люди находящиеся на эскалаторе будут просто падать, и других методов решения этой коллизии пока не найдено.
Еще одним примером является организация движения потока в супермаркетах, оно подчинено жестким маркетинговым правилам хоть и существенно снижает комфорт передвижения, но все ради того, чтобы увеличить количество спонтанных покупок за счет свободы правой руки покупателя. Тут уже ретейлеры решают задачи увеличения продаж.
Или увеличивающий себестоимость продукта способ извлечения СИМ карты и внеиндустриальный формат коннектора зарядки в iPhon, когда все производители под давлением экологов давно договорились перейти на Micro USB, все это намеренные ходы снижающие комфорт в продукте, где кажется, все сделано именно для обеспечения максимального комфорта и удобства пользователя, и даже больше. Здесь тоже коммерческие интересы, но в других масштабах.
Применять этот подход можно и для решения психологических проблем. Например, уменьшением количества зон хранения в интерьере квартиры можно снять некоторые вопросы шопоголизма и вечной проблемы собирательства, когда гора хлама хранящегося на балконах начинают поедать самого жильца. Но применять этот метод, как и любой мощный инструмент нужно крайне сдержанно. Здесь не может быть никаких универсальных ходов. Потому как вред от него при сложении факторов может быть куда сильнее, чем польза. Также категорически нельзя пользоваться выводами сделанными на основе метода в других входных условиях.
Как, например, применение разницы в скорости платформы и поручня не на эскалаторе, а на горизонтальном травелаторе приведет к совершенно обратному эффекту. Люди начнут падать «А что, они же должны иметь разницу в скорости?». Метод вроде тот же, но эффект противоположный. Или супермаркет начнет проигрывать при изменении ситуации с насыщением рынка конкурентами с более высоким уровнем комфорта. Также как ни один ресторатор не поставит неудобные кресла в ресторане, тогда как владелец фастфуда сделает это намеренно, программируя неудобство пользования для увеличения проходимости. Применение метода становится оправданным только, когда все пути развития комфортных условий уже исчерпаны. Либо возникают проблемы с безопасностью. И еще раз решения на основе метода нельзя переносить на другие условия использования.
Ярким примером использования МЗП являются рекомендации Вукана Вучика для организации транспорта крупных городов, в которых при развитой системе ОТ, исчерпывались возможности развития автомобилизма. Тогда эти города начали жестко ограничивать комфортность пользования личным автомобилем, как прямыми ограничениями, так и намеренно снижая комфорт пользования, параллельно улучшая и без того развитую систему ОТ. В этих городах в результате, удавалось достичь значительных успехов в решении транспортной ситуации (ТС).
Для решения ТС может использоваться множество специализированных инструментов повышения комфорта. Например, структурирование ТП по времени и направлению, сшивание ткани города, развертывание интеллектуальных систем управления потоком, растягивание времени час пик, применение риверсивного движения, оптимизация производственных процессов, уплотнение города, переход к линейному проектированию развития города и другие. Применение же МЗП, обоснованно только при загруженности ТС в %, когда пробки образуются 100%, когда образуются везде и совершенно непредсказуемо. Если городские пробки образуются предсказуемо в часы пик по предсказуемым направлениям, то скорее всего эти пробки являются результатом недостаточно хорошего проектирования городской среды.
МЗН в городах.
В городах МЗН применяется наряду с прямыми ограничениями, путем устранения парковочных мест, введения платной парковки, платного въезда в центр, введения выделенных полос ОТ, обилием наземных пешеходных переходов.
Сравнение городов:
Лондон
Население – 8,2млн. чел. (12+ млн. с учетом агломерации)
Площадь – 1 706,8 км2
Плотность населения – 4 804 чел/км2
Статус – столица Европы
Тань города – город на островах

Нью Йорк
Население – 8,4млн. чел. (20+ млн. с учетом агломерации)
Площадь – 1 214,4 км2
Плотность населения – 6 916 чел/км2
Статус – столица мира
Тань города – город на островах

Токио
Население – 13,1млн. чел.
Площадь – 2 188,67 км2
Плотность населения – 6 916 чел/км2
Статус – столица Азии
Тань города – портовый город

Москва
Население – 12 млн. чел. (15+ млн. с учетом агломерации)
Площадь – 2 550 км2
Плотность населения – 4 705 чел/км2
Статус – столица России
Тань города – равнинный город, разрыв рекой

Красноярск
Население – 1 млн. чел. (1,1+ млн. с учетом агломерации)
Площадь – 353,9 км2
Плотность населения – 2 778 чел/км2
Статус – крупный промышленный город
Тань города – холмистый город, разрыв рекой

В города Лондон и Нью Йорк ограничивают комфортность автомобилизма повышением стоимости владения и активным развитием системы ОТ. Токио вполне справляется с ситуацией гармоничным развитием как автомобилизма, так и идеальной системы ОТ. В Москве транспортная ситуация продолжает ухудшаться, загрузка ТС по некоторым оценкам 70-80% и близка к критической. Красноярск, не имеет даже 60% загрузки ТС 10 бальные пробки редки предсказуемы и связаны чаще всего с ДТП или сложными природными условиями. При этом в городе не развернута не то, что интеллектуальная система управления ТП , но даже не принимаются во внимание предложения специалистов по переходу на круговое движение в городе. Последние годы город активно расширял ширину дорожного полотна, совершенно не заботясь ни о сшивании городского полотна, ни об увеличении скорости потока за счет устранения узких мест системы. В Красноярске все съезды с мостов ограничены светофорами!!! Что здесь можно еще сказать?

Twitter FriendFeed Google Buzz ВКонтакте Facebook Мой Мир



А что думаете Вы?

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить своё мнение.